«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое
тепло, будь почвой, богатой ферментами
человеческих чувств, и сей знания не только в
памяти и сознании своих учеников,
но и в их душах и сердцах».
Ш.А. Амонашвили
Учитель - самая славная
профессия на земле. Мною выбрана эта профессия неслучайно. Педагог - это мое
призвание. Может и есть на свете профессия важнее, но я не представляю и не
представляла себя в другом качестве.
Учителем я мечтала стать с
юных лет, и любовь к учительству мне передала моя первая учительница - Дугина
Маргарита Ивановна. Я не забуду ее нежности, ее умение быть доброй и строгой
одновременно, ее душевной теплоты, которой она согревала душу каждого из нас. Я
говорю ей большое человеческое спасибо за то, что она не жалела своей любви для
нас - ее питомцев. Именно она, моя первая учительница, заворожила и увлекла
своей профессией - профессией педагога.
Педагог - одна из самых
трудных и ответственных профессий. Мы не можем рассчитывать на то, чтобы нам
было легко. Дети - вот главное в нашей профессии. « Я детского глаза люблю
выраженье...», - вслед за Н.А.Некрасовым я повторяю эти строки.
Малыши-первоклассники... Черные, синие, голубые, серые любопытные глаза... Они
глядят на меня с надеждой и с нетерпением ожидают дня - начала своей школьной
жизни. У них сотни вопросов «почему?», все у них вызывает интерес, все им
хочется знать.
Дети должны быть живыми,
шумными, должны интересоваться жизнью, задавать вопросы и получать на них ответы.
Существует мнение, что в ответ на доброе, дружеское отношение, ребята отвечают
непослушанием. Это не так. Дети заслуживают нашего уважения, доверия и
дружеского отношения к ним. Но нельзя забывать, что каждый ребенок
индивидуален, не надо стремиться сделать всех под один лад. Надо воспринимать
каждого таким, какой он есть. Добро сильно и несокрушимо. Нет плохих детей. И
даже забияки и задиры заставляют не только лить слезы, но и улыбаться.
Мы не можем требовать от ребенка
беспрекословного послушания. Ребенок - это личность, со своими взглядами,
своими суждениями. К.Д.Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на
личности воспитателя... Личность учителя - это плодотворный луч солнца для
молодой души...» Учитель должен создать атмосферу доверия, согревать своими
«лучами» каждого. Не должно быть любимых и не любимых учеников. В каждом
ребенке надо уметь замечать хорошее. И от нашей похвалы, от нашего доброго
слова ребенок «расцветает», стремясь стать еще лучше.
Дети - «цветы жизни», по
выражению, кажется, Горького, и каждый этот цветок хорош по-своему. Мы живем в
очень непростое время. В чем же я вижу свою сверхзадачу как учитель, как
воспитатель? Моя сверхзадача состоит в том, чтобы воспитать ребят чуткими,
добрыми, неравнодушными, небезучастными к чужому горю. Чтобы они умели
чувствовать человека, были готовы откликнуться на чужое горе, прийти на помощь,
чтобы не ожесточились в наше жестокое время.
Мое глубокое убеждение, что
обучение без воспитания невозможно, и воспитание должно идти впереди обучения.
Образованный человек- это «человек обученный и воспитанный». « Воспитывает
каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым
формирующаяся личность соприкасается», - писал В.А. Сухомлинский. Дети -
одухотворяют, дети - боготворят, дети - не дают право на ошибку. Но воспитателю
не избежать ошибок. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо
стремиться в работе критически оценивать свои ошибки и больше не повторять их.
Раз ошибаешься ты, позволь и детям ошибаться. Пусть они не боятся своих ошибок
и стремятся радостно их исправлять. Учитель, гори и согревай теплом
детские души и сердца.
Наша современная педагогическая
наука опирается на положения известных отечественных педагогов,
учителей-практиков: К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили,
С.Н.Лысенковой, В.Ф.Шаталова и др. Их взгляды на обучение и воспитание я
разделяю полностью. Знания сами по себе не воспитывают; воспитывают люди,
несущие детям эти знания. И от того, кто и как будет учить детей,- зависит
очень многое. Учитель в современной школе должен знать и хорошо владеть
методикой, быть творческим человеком, уметь прогнозировать и анализировать
ситуации, использовать в своей практике новые формы работы. Для этого надо
много читать, общаться с коллегами и, конечно же, любить детей.
Педагогика не стоит на месте. Мы
живем и работаем уже в третьем тысячелетии. Изменился мир, изменился человек,
меняется и система образования. Но главный принцип нашей работы - любовь к
детям - остается неизменен вот уже несколько веков. К.Д.Ушинский, Я.Корчак,
В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили - эти великие, выдающиеся педагоги строили
свою работу на началах личностно-гуманного подхода. Их педагогические взгляды и
идеи лежат и в основе моей педагогической философии.
«Сердце отдаю детям...»,- писал В.А.Сухомлинский. Эти слова стали девизом моей работы в школе. Любовь - творец всего доброго и возвышенного; любовь - это человеческое солнце. « Учитель, будь солнцем...»,- вместе с Ш.А.Амонашвили призываю я всех своих коллег. И пусть под ласковыми лучами солнышка распускаются прекрасные «цветы жизни». Пусть ребенок ощущает любовь, искреннюю и бескорыстную!!!