« Нет и не может быть детей,
которые не хотели учиться с самого начала
учения,
неумение трудиться порождает нежелание,
нежелание -лень...»
Когда ребенок поступает в школу, то он идет с желанием
учиться. Я стараюсь, чтобы это желание у него не погасло. Какой бы ни был
опытный талантливый учитель, но он не сможет ничему научить детей, если
последний не хочет учиться. Перед учителем стоит труднейшая задача -поддержать
интерес к школе, не дать ребенку разочароваться в своих ожиданиях, разжечь
искорку познания. А желание учиться не пропадет только при одном условии -
когда есть успехи в учебе. Я всегда хотела и хочу, чтобы школа приносила
радость детям. А радости без успехов, конечно, не бывает. Успех в труде -
первостепенное условие становления личности.
«Есть успех - есть и желание учиться. Особенно важно это на
первом этапе обучения - в начальной школе, где ребенок не умеет преодолевать
трудности, где неудача приносит настоящее горе...»,- писал В.А.Сухомлинский.
Поэтому на уроках в 1 классе с первого дня стараюсь, чтобы дети поверили в свои
силы, в свои возможности. Строю уроки, чтобы у ребят крепло желание учиться.
Проблема развития познавательной активности- одна из вечных
проблем педагогов. Использование различных современных технологий, форм уроков,
проектной деятельности – повышает интерес и активизирует мыслительную
деятельность учащихся.
Вот уже несколько лет я работаю методом опережающего обучения.
С 1 класса изучение трудных тем начинаю задолго до того, как начнется их
изучение по программе.
Чтение - основное средство обучения, инструмент познания
окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребенка.
Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших
школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование
личности ученика. Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании
и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках.
Поддерживать интерес ребенка к учебе помогают яркие
наглядные пособия, включение в процесс обучения игры, занимательности. Учить,
играя, -оспаривать эту заповедь не станет никто.
Начало каждого урока обучения грамоте - это работа с алфавитом
и алфавитной лентой: называем буквы, находим гласные; говорим, чем они
отличаются от согласных. Все это сопровождается стишками:
«Что за буква, кто узнает, звуков не обозначает?» « Гласные
тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка баюкать...» и др.
Также провожу фонетические зарядки, используя чистоговорки,
скороговорки, игровые моменты. Например:
Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со - у Вовы колесо.
Или:
1) доктор смотрит горло (а-а-а);
2) как жужжит пчела (ж-ж-ж);
3) плач маленького ребенка (уа-уа-уа) и др.
Чистоговорки и скороговорки помогают отрабатывать с детьми
правильную артикуляцию, силу голоса, темп речи. Проговариваем скороговорку
сначала беззвучно, губами; потом шепотом и лишь затем -вслух. В скороговорках
необходимо преодолеть все трудные звукосочетания; пусть сначала в медленном
темпе, произнося слово по слогам, а уже потом в быстром.
Каждый новый звук ввожу путем загадывания загадки. Ребята
отгадывают ее, выделяют звук. Сразу же даем характеристику этому звуку,
заучиваем стишок о новой букве. Оживить урок мне всегда помогает материал из
книги В.Волиной «Занимательное азбуковедение». Например: ребята слушают
небольшую дидактическую сказку и запоминают слова, в которых встречается новый
звук. Потом сами придумывают слова с вновь изученным звуком. Затем, показываю
написание новой буквы. Читаем слоги хором и индивидуально, работаем по слоговой
таблице, выполняем упражнение на синтез,
Читаем слоги с новой буквой, слова, предложения, тексты;
работаем в тетрадях для печатания. Печатание - прием, который не только
помогает лучше запомнить букву, но и развивает орфографическую зоркость,
внимание, память. Печатаем буквы, слоги, слова, предложения.
Начиная со второго полугодия, на всех уроках без исключения
провожу пятиминутки чтения. В дальнейшем, на уроках чтения, использую такие
виды работ, как «чтение про себя», «хоровое чтение», «чтение цепочкой», чтение
«Спринт», чтение «за диктором», чтение «Лучший чтец» и др. Немалое значение в
развитии интереса к чтению и повышении скорости чтения имеют каждодневные
упражнения в аудировании. Если ребенок следит глазами за выразительным
неторопливым чтением взрослого, то скорость восприятия графических знаков, а
значит и скорость чтения у него увеличивается.
Способствует созданию ситуации успеха и троекратный
самозамер скорости чтения; доступность и посильность заданий.
Ученики на уроках чтения должны читать 25-30 минут, т.е.
большую его часть. Учебные книги использую в комплексе с дидактическими
материалами. Привлечение небольших текстов, ярких по структуре и содержанию,
позволяет сформировать необходимое умение - качественное и осмысленное чтение.
Поддерживаю связь с родителями: провожу консультации,
сообщаю результаты чтения; с 1 класса родители ведут читательский дневник
ребенка.
Даю творческие задания по чтению: нарисовать картинку, найти
и заучить пословицы, загадки; сочинить сказку; сделать «книжку-малышку».
Современная школа должна подготовить человека думающего и
чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти
знания в жизни; который умеет общаться и обладает внутренней культурой.
Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме,
уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одна из
наиболее главных задач на современном этапе обучения -развитие речи. Основной
базой для достижения этой задачи служат уроки чтения, русского языка и риторики.
Ведущим направлением в развитии речи учащихся является словарная работа,
которая проводится на каждом уроке. Ответы на вопросы, собственные суждения,
оценка поступков, подробный и краткий пересказ прочитанного - все эти
упражнения направлены на развитие речи и активно используются на уроках чтения
при работе с текстом.
Основной целью обучения русскому языку в начальных классах
является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их
мышления и формированием школьника как личности: воспитание его гражданских
качеств, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности,
трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, способности преодолевать
трудности.
Методика опережающего обучения хороша и своей гуманностью.
На уроках царит атмосфера интереса к учению, дети учатся увлеченно. Я стараюсь
подбодрить каждого ученика, похвалить даже за незначительный шаг вперед. На
уроках письма учу слышать звуки, определять их количество в слогах, в словах;
различать гласные и согласные; ударные и безударные. Эту работу помогают
осуществлять различные звуковые схемы. Современная «Азбука» и «Прописи»
содержат богатый материал для перспективной подготовки к изучению многих
орфографических тем. Уже в 1 классе знакомлю детей с такими орфограммами:
1) 3аглавная буква в начале предложения, «С заглавной буквы, без сомненья,
начинаем предложенье».
2) Заглавная буква в именах собственных. «Имена,
фамилии, клички, города -Все с заглавной буквы пишется всегда. Начинает буква
важные слова: Пенкина Настя, Апрелевка, Москва».
3) Сочетания ЧА-ША
4) Сочетания
ЧУ-ЩУ.
5) Сочетания ЖИ-ШИ.
6) Ь - показатель мягкости.
7) Сочетания ЧК-ЧН,
8) Предлоги.
9) Безударные гласные. «Безударный гласный! Стоп! Писать опасно!
Чтоб развеять все сомненья, ставьте звук под ударенье. Гора-горы; дела - дело,
А теперь пишите смело».
10) Парные звонкие и глухие согласные.
На все правила заучиваются рифмованные строчки, что
облегчает запоминание. Преподношу правила и в форме орфографической сказки.
Например:
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
Однажды гласные А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг
они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались,
деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные?
Когда гласные А-0 стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая. И
тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить
по гласной, как она стала слышаться ясно и никакого сомнения в ее написании уже
не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником
Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные
гласные. С тех пор эти дети пишут грамотно.
Орфографические сказки вызывают интерес, а ученье с
увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки
ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту. Орфографические
сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но
и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова.
Огромное значение для грамотного письма имеет развитие
орфографической зоркости. Для этого провожу различные виды упражнений:
списывание, письмо с проговариванием, комментированное письмо, письмо по
памяти, дидактические игры «Забей гол», «Зажги фонарик» и др.; широко использую
прием «какографии».
Комментирование - объединяет три действия (мыслю, говорю,
записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно
обеспечивает обратную связь: дает учителю возможность контролировать уровень
знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в
овладении знаниями и практическими навыками. Комментированное управление
помогает детям осознать, обосновать, доказать свои действия. В результате
ученики умеют хорошо и связно говорить. Этот прием помогает избежать ошибок.
Ребятам нравится и прием «какографии». Когда предлагается
текст, в котором специально допущены ошибки, и ученики должны найти все
недочеты и исправить их. Учебная деятельность учеников становится более
целенаправленной, а главное - ребята учатся мыслить критически. «Учитель,
воспитывай в своих учениках умение сомневаться, ибо сомнение, рожденное в
сотрудничестве со знаниями, открывает для мысли люк в мир познания, рождает
уверенность и личностную самостоятельность», - писал Ш.А.Амонашвили.
На каждом уроке русского языка использую объяснительный или
предупредительный диктант. А также практикую диктант « Проверяю себя». Ученики
пишут предложение под диктовку, а написание слов, в которых есть сомнение, они
спрашивают у учителя.
На своих уроках часто использую схемы-опоры. Они
обеспечивают более высокую работоспособность, энергичный темп урока. Ученики
избавлены от механического зазубривания правил, ребята усваивают их осмысленно.
Схемы-опоры - настоящие помощники ученикам, основа уверенности детей в своих
способностях преодолевать трудности; условие бесконфликтного, дружеского,
делового общения.
Одна из основных целей обучения математике - создание
условий для развития познавательных способностей, интеллекта учащихся,
творческого начала и расширение математического кругозора.
Изучение трудных тем по математике также начинаю заранее. С
первых уроков дети знакомятся с задачей. Сначала - это задачи в стихах, задачи
в картинках. Решение задач обязательно включаю и в устный счет. Все ученики
очень любят устный счет, т.к. я стараюсь активизировать мыслительную
деятельность, включая в него игровые моменты, занимательность, геометрический
материал.
Ценным средством воспитания умственной активности детей
является дидактическая игра. Она активизирует психические процессы, вызывает у
учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети охотно преодолевают
трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает
сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое
удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс
усвоения знаний.
Весь занимательный и дидактический материал я собираю с
начала своей трудовой деятельности. Помогает мне в этом журналы «Начальная
школа»,« Педсовет», интернет.
Провожу нетрадиционные уроки: путешествия, лекции,
викторины, утренники, сказки, КВНы и др. Необычные формы проведения уроков
вызывают у детей живой интерес к процессу познания, помогают усвоить учебный
материал.
Использование ИКТ расширяет возможности учителя. В работе
использую интерактивную доску, учебные диски, создаю мультимедийные
презентации. Интернет ресурсы помогают оживить урок, активизировать
познавательную деятельность.
Каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Важно, пробудить
интерес к предмету, и добиваться, чтобы ни один ученик не учился ниже своих
возможностей.