Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Пятница, 26.04.2024, 01:11
Меню сайта
Форма входа
Сайт в каталогах
QR-код
Статистика
  Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мой опыт

« Нет и не может быть детей, 
которые не хотели учиться с самого начала учения, 
неумение трудиться порождает нежелание, 
нежелание -лень...»

В.А.Сухомлинский

 

Когда ребенок поступает в школу, то он идет с желанием учиться. Я стараюсь, чтобы это желание у него не погасло. Какой бы ни был опытный талантливый учитель, но он не сможет ничему научить детей, если последний не хочет учиться. Перед учителем стоит труднейшая задача -поддержать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться в своих ожиданиях, разжечь искорку познания. А желание учиться не пропадет только при одном условии - когда есть успехи в учебе. Я всегда хотела и хочу, чтобы школа приносила радость детям. А радости без успехов, конечно, не бывает. Успех в труде - первостепенное условие становления личности.

«Есть успех - есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения - в начальной школе, где ребенок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе...»,- писал В.А.Сухомлинский. Поэтому на уроках в 1 классе с первого дня стараюсь, чтобы дети поверили в свои силы, в свои возможности. Строю уроки, чтобы у ребят крепло желание учиться.

Проблема развития познавательной активности- одна из вечных проблем педагогов. Использование различных современных технологий, форм уроков, проектной деятельности – повышает интерес и активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Вот уже несколько лет я работаю методом опережающего обучения. С 1 класса изучение трудных тем начинаю задолго до того, как начнется их изучение по программе.

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребенка. Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика. Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках.

Поддерживать интерес ребенка к учебе помогают яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры, занимательности. Учить, играя, -оспаривать эту заповедь не станет никто.

Начало каждого урока обучения грамоте - это работа с алфавитом и алфавитной лентой: называем буквы, находим гласные; говорим, чем они отличаются от согласных. Все это сопровождается стишками:

«Что за буква, кто узнает, звуков не обозначает?» « Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребенка баюкать...» и др.

Также провожу фонетические зарядки, используя чистоговорки, скороговорки, игровые моменты. Например:

Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со - у Вовы колесо. Или:

1)  доктор смотрит горло (а-а-а);

2)  как жужжит пчела (ж-ж-ж);

3)  плач маленького ребенка (уа-уа-уа) и др.

Чистоговорки и скороговорки помогают отрабатывать с детьми правильную артикуляцию, силу голоса, темп речи. Проговариваем скороговорку сначала беззвучно, губами; потом шепотом и лишь затем -вслух. В скороговорках необходимо преодолеть все трудные звукосочетания; пусть сначала в медленном темпе, произнося слово по слогам, а уже потом в быстром.

Каждый новый звук ввожу путем загадывания загадки. Ребята отгадывают ее, выделяют звук. Сразу же даем характеристику этому звуку, заучиваем стишок о новой букве. Оживить урок мне всегда помогает материал из книги В.Волиной «Занимательное азбуковедение». Например: ребята слушают небольшую дидактическую сказку и запоминают слова, в которых встречается новый звук. Потом сами придумывают слова с вновь изученным звуком. Затем, показываю написание новой буквы. Читаем слоги хором и индивидуально, работаем по слоговой таблице, выполняем упражнение на синтез,

Читаем слоги с новой буквой, слова, предложения, тексты; работаем в тетрадях для печатания. Печатание - прием, который не только помогает лучше запомнить букву, но и развивает орфографическую зоркость, внимание, память. Печатаем буквы, слоги, слова, предложения.

Начиная со второго полугодия, на всех уроках без исключения провожу пятиминутки чтения. В дальнейшем, на уроках чтения, использую такие виды работ, как «чтение про себя», «хоровое чтение», «чтение цепочкой», чтение «Спринт», чтение «за диктором», чтение «Лучший чтец» и др. Немалое значение в развитии интереса к чтению и повышении скорости чтения имеют каждодневные упражнения в аудировании. Если ребенок следит глазами за выразительным неторопливым чтением взрослого, то скорость восприятия графических знаков, а значит и скорость чтения у него увеличивается.

Способствует созданию ситуации успеха и троекратный самозамер скорости чтения; доступность и посильность заданий.

Ученики на уроках чтения должны читать 25-30 минут, т.е. большую его часть. Учебные книги использую в комплексе с дидактическими материалами. Привлечение небольших текстов, ярких по структуре и содержанию, позволяет сформировать необходимое умение - качественное и осмысленное чтение.

Поддерживаю связь с родителями: провожу консультации, сообщаю результаты чтения; с 1 класса родители ведут читательский дневник ребенка.

Даю творческие задания по чтению: нарисовать картинку, найти и заучить пословицы, загадки; сочинить сказку; сделать «книжку-малышку».

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни; который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одна из наиболее главных задач на современном этапе обучения -развитие речи. Основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения, русского языка и риторики. Ведущим направлением в развитии речи учащихся является словарная работа, которая проводится на каждом уроке. Ответы на вопросы, собственные суждения, оценка поступков, подробный и краткий пересказ прочитанного - все эти упражнения направлены на развитие речи и активно используются на уроках чтения при работе с текстом.

Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности: воспитание его гражданских качеств, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности, трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, способности преодолевать трудности.

Методика опережающего обучения хороша и своей гуманностью. На уроках царит атмосфера интереса к учению, дети учатся увлеченно. Я стараюсь подбодрить каждого ученика, похвалить даже за незначительный шаг вперед. На уроках письма учу слышать звуки, определять их количество в слогах, в словах; различать гласные и согласные; ударные и безударные. Эту работу помогают осуществлять различные звуковые схемы. Современная «Азбука» и «Прописи» содержат богатый материал для перспективной подготовки к изучению многих орфографических тем. Уже в 1 классе знакомлю детей с такими орфограммами: 
1) 3аглавная буква в начале предложения, «С заглавной буквы, без сомненья, начинаем предложенье». 
2) Заглавная буква в именах собственных. «Имена, фамилии, клички, города -Все с заглавной буквы пишется всегда. Начинает буква важные слова: Пенкина Настя, Апрелевка, Москва». 
3) Сочетания ЧА-ША 
4) Сочетания ЧУ-ЩУ. 
5) Сочетания ЖИ-ШИ. 
6) Ь - показатель мягкости. 
7) Сочетания ЧК-ЧН, 
8) Предлоги. 
9) Безударные гласные. «Безударный гласный! Стоп! Писать опасно! Чтоб развеять все сомненья, ставьте звук под ударенье. Гора-горы; дела - дело, А теперь пишите смело». 
10) Парные звонкие и глухие согласные.

На все правила заучиваются рифмованные строчки, что облегчает запоминание. Преподношу правила и в форме орфографической сказки. Например:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Однажды гласные А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные А-0 стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные. С тех пор эти дети пишут грамотно.

Орфографические сказки вызывают интерес, а ученье с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту. Орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова.

Огромное значение для грамотного письма имеет развитие орфографической зоркости. Для этого провожу различные виды упражнений: списывание, письмо с проговариванием, комментированное письмо, письмо по памяти, дидактические игры «Забей гол», «Зажги фонарик» и др.; широко использую прием «какографии».

Комментирование - объединяет три действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: дает учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками. Комментированное управление помогает детям осознать, обосновать, доказать свои действия. В результате ученики умеют хорошо и связно говорить. Этот прием помогает избежать ошибок.

Ребятам нравится и прием «какографии». Когда предлагается текст, в котором специально допущены ошибки, и ученики должны найти все недочеты и исправить их. Учебная деятельность учеников становится более целенаправленной, а главное - ребята учатся мыслить критически. «Учитель, воспитывай в своих учениках умение сомневаться, ибо сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, открывает для мысли люк в мир познания, рождает уверенность и личностную самостоятельность», - писал Ш.А.Амонашвили.

На каждом уроке русского языка использую объяснительный или предупредительный диктант. А также практикую диктант « Проверяю себя». Ученики пишут предложение под диктовку, а написание слов, в которых есть сомнение, они спрашивают у учителя.

На своих уроках часто использую схемы-опоры. Они обеспечивают более высокую работоспособность, энергичный темп урока. Ученики избавлены от механического зазубривания правил, ребята усваивают их осмысленно. Схемы-опоры - настоящие помощники ученикам, основа уверенности детей в своих способностях преодолевать трудности; условие бесконфликтного, дружеского, делового общения.

Одна из основных целей обучения математике - создание условий для развития познавательных способностей, интеллекта учащихся, творческого начала и расширение математического кругозора.

Изучение трудных тем по математике также начинаю заранее. С первых уроков дети знакомятся с задачей. Сначала - это задачи в стихах, задачи в картинках. Решение задач обязательно включаю и в устный счет. Все ученики очень любят устный счет, т.к. я стараюсь активизировать мыслительную деятельность, включая в него игровые моменты, занимательность, геометрический материал.

Ценным средством воспитания умственной активности детей является дидактическая игра. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети охотно преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Весь занимательный и дидактический материал я собираю с начала своей трудовой деятельности. Помогает мне в этом журналы «Начальная школа»,« Педсовет», интернет.

Провожу нетрадиционные уроки: путешествия, лекции, викторины, утренники, сказки, КВНы и др. Необычные формы проведения уроков вызывают у детей живой интерес к процессу познания, помогают усвоить учебный материал.

Использование ИКТ расширяет возможности учителя. В работе использую интерактивную доску, учебные диски, создаю мультимедийные презентации. Интернет ресурсы помогают оживить урок, активизировать познавательную деятельность.

Каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Важно, пробудить интерес к предмету, и добиваться, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей.

 

Дневник.ру
Проверить сертификат
Введите номер сертификата:
С днём рождения!!!
Мини-чат
Живой уголок
Друзья сайта
Русфонд
Персональный сайт учителя МАОУ Апрелевской СОШ №4 Черкасовой О.В. © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz  
javascript://
%